Социально-психологическая служба – один
из компонентов целостной системы образовательной деятельности
образовательного учреждения. Деятельность социально-психологической
службы школы ориентирована как на учащихся и их родителей, так и на
административных и педагогических работников, их
социально-психологическую поддержку.
Основной целью деятельности службы является
социально-психологическое сопровождение, личностная и социальная
адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, а также
обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Социально-психологическая служба осуществляет деятельность,
руководствуясь запросами родителей учащихся, администрации, педагогов.
Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной
личностью, с отдельным ребёнком, а если с группой, то небольшой, если с
семьёй, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы – это
психологическая и социальная защита ребёнка, подростка, оказание ему
психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение,
его реабилитацию и адаптацию в обществе. Одна из задач
социально-психологической службы – обеспечить такой психологический
климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не
жалеют, что своего ребёнка отдали именно в эту школу.
Психолог работает с детскими
коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия,
развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят
коррекцию школьной тревожности и неуспешности.
Социальный педагог. Главной
сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения
личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно
в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем
окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему
профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить
проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее,
обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений
(нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в
поведении.
Задачи
службы:
- защита прав и интересов личности учащихся, обеспечение
благоприятных условий их психического и физического развития и
обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических
и социальных проблем;
- комплексная диагностика возможностей и особенностей
развития ребёнка с целью как можно более раннего выявления детей,
требующих особого внимания специалистов для предупреждения
возникновения проблем в обучении и развитии;
- содействие ребёнку в решении актуальных задач развития,
обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в
обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем
взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- содействие выбору образовательного и профессионального
маршрута;
- участие в разработке образовательных программ, адекватных
возможностям и способностям учащихся;
- развитие психолого-педагогической и социальной
компетентности всех участников образовательного процесса – учащихся,
педагогов, родителей;
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия
между всеми субъектами образовательного процесса, содействие
педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического
климата образовательного учреждения;
- психолого-педагогическая помощь родителям (законным
представителям) учащихся и педагогам;
- консультативно-просветительская работа среди учащихся,
педагогов, родителей;
- профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни
среди учащихся, педагогов, родителей;
- участие в психолого-педагогической экспертизе
профессиональной деятельности педагогов, экспертизе образовательных
программ и проектов и иных средств обучения.
Направления
работы службы:
1. Социально-педагогическое
и психокоррекционное. Выявление социальных и личностных проблем
детей всех возрастов. Установление контакта с семьёй, организация
педагогического просвещения родителей, помощь семье в воспитании и
обучении ребёнка. Деятельность по разработке психокоррекционных программ
обучения и воспитания, планирование и проведение индивидуальной и
групповой коррекционно-развивающей работы. Оказание помощи ребёнку в
устранении причин, оказывающих отрицательное влияние на его поведение и
учёбу.
2. Социально-правовое. Психологическое
и социально-педагогическое консультирование. Объединение различных
специалистов и организаций для решения проблем ребёнка, защиты его прав.
Психологическое и социально-педагогическое консультирование участников
образовательного процесса по различным психолого-педагогическим
социальным проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста,
взаимоотношений; помощь обучающимся и родителям (законным представителям)
в преодолении трудной жизненной ситуации, по вопросам воспитания и
обучения несовершеннолетних.
3. Социально-профилактическое. Раннее
выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у обучающихся.
Обобщение и распространение положительного опыта передовых педагогов в
работе с «трудными» детьми. Предупреждение явлений дезадаптации
обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций
педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения
и развития; пропаганда здорового образа жизни.
4. Социально-информационное. Повышение
педагогической и законодательной грамотности. Психолого-педагогическое и
социальное просвещение участников образовательного процесса с целью
создания необходимых условий для полноценного личностного развития и
самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для
своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении
личности и развитии интеллекта.
5. Социально-диагностическое. Установление
причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального
неблагополучия семьи. Изучение ребёнка (отношений в семье, школе, дворе).
Исследование проблем социального воспитания в разных социальных сферах.
Проведение исследований в целях определения индивидуальных особенностей
и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе
обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также
выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации;
выявление реальной и потенциальной групп риска.
6. Организационно-методическая
деятельность. Анализ и обобщение результатов сопровождения,
разработка рекомендаций по его совершенствованию; участие в методических
объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам
воспитания и социализации, участие в разработке и реализации программ
оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и
проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению
инновационными методиками; исследование социума образовательного
учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации
взаимодействия.
Взаимодействие внутри службы:
Основное взаимодействие социального педагога и психолога идёт по
направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности,
беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными»
детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь
учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в
консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам
психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
- Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия,
занятия группы продлённого дня с целью проведения наблюдений за
поведением и деятельностью учащихся;
- Знакомиться с необходимой для работы педагогической
документацией;
- Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и
психологические исследования (в соответствии с запросами);
- Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний
путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
- Обращаться в случае необходимости через администрацию школы
с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным
с оказанием помощи школьнику;
- Обращаться в случае необходимости через администрацию школы
с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным
с оказанием помощи школьнику.
Законы
Программа по
формированию законопослушного поведения несовершеннолетних "Я -
законопослушный гражданин"
Программа работы по
профилактике суицида и употребления ПАВ среди детей и подростков
Положение о
психолого-педагогическом консилиуме МБОУ "ЦО с.Конергино"
Приказ МБОУ "ЦО
с.Конергино" о создании психолого - педагогического консилиума
План работы социально-психологической
службы МБОУ "ЦО с.Конергино" на 2023 - 2024 учебный год
|