За 2010 – 2011 учебный
год согласно плану работы по внедрению инновационных технологий были
сформулированы следующие цели и задачи.
Создание оптимальных
условий для формирования гармонически развитой личности на основе её
внутренних ресурсов и возрастных особенностей, создание условий для
самореализации и самосовершенствования через внедрение инновационных
технологий в процесс обучения.
Задачи:
Продолжить внедрение
информационных технологии в образовательную и управленческую
деятельность школы;
Продолжить внедрение
личностно- ориентированных технологий в процесс обучения;
Создание банка
дидактических материалов по ИКТ технологиям;
Оказание методической,
консультативной и практической помощи в использовании ИКТ;
Повысить уровень
общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области
современной информационной технологии.
Формирование у
участников образовательного процесса навыков использования
информационно-коммуникационных технологий для решения творческих
образовательных задач.
На первом заседаний
творческих групп, которое прошло в сентябре, был составлен и утвержден
подробный план работы по внедрению и использования инновационных
технологии на 2010 - 2011 учебный год.
C
отчетом по инновационной работе за 2009 – 2010 года выступил
заместитель директора по УРИТИД Чагдуров Б.В, который проанализировал
деятельность групп в прошедшем году и предоставил отчет с подробным
анализом уроков членов творческих групп. Также Чагдуровым Б.В. было
подготовлено сообщение об основных направлениях внедрения инновационных
технологий и выработаны главные стратегические направления реализации
педагогических технологии в процессе обучения школьников. Чагдуров Б.В.
рассказал о технологии внедрения ПСПО в школы. Ввиду этого о
необходимости изменения плана работы по повышению квалификации, куда
необходимо включить занятия по освоению ПСПО.
В течение учебного
года в целях повышения мотиваций к учебе, активизации познавательной
деятельности учащихся учащиеся школы участвовали в дистанционных
викторинах, олимпиадах и предметном обучении. Так, в первом полугодии
ученики 1 – 4 классов приняли участие во Всероссийском конкурсе,
проводимой Красноярской школой Космонавтики «Юный эрудит», «Юный
интеллектуал». Дети 7 – 9 классов попробовали свои силы по биологии во
Всероссийской дистанционной викторине, организованной Ярославским
центром телекоммуникации и интернет технологии и получили благодарность
от организаторов конкурса.
Также учащиеся 5 – 9
классов прошли курс обучения в Межрегиональном центре качества и
инноваций (г.Москва) по направлению «Развитие ИКТ – компетентности
учащихся». Во втором полугодии работа в данном направлении была
продолжена участием учеников 4 – 8 классов в Международном конкурсе
по математике «Кенгуру», учащихся 5 -7 классов в конкурсе по
природоведению и естествознанию «Колосок». Также в марте команда школы
приняла активное участие в
IV
Окружном
конкурсе «Чемпионат по поиску информации в Интернет». В мае в окружном
конкурсе «Мои личные страницы в Интернет» принимает участие учащиеся 7
класса.
В целях освещения учебно – воспитательной работы
школы, обмена методическим опытом продолжается работа сайта
образовательной школы по адресу: www.schoolconergino.ru,
который систематически пополняется информационно – методическим и
наглядным материалом.
Также в течение учебного
года проводилась целенаправленная работа учителей по изучению
инновационного опыта учителей новаторов и
введение новых
приемов(метод «синквейн», «интерактивное обучение») в процесс обучения.
Велась работу по подготовке дидактических материалов для размешения на
сайте школы и участия педагогов в дистанционных конкурсах проводимых в
рамках ПНПО и других имеющих статус Всероссийских
В течение учебного года
учителями школы по плану работы были разработаны и проведены 32
открытых урока в начальных и старших классах.
Всего организовано и проведено 19 заседаний творческих групп,
на которых обсуждались приемы ИКТ технологии, целесообразность их
применения на отдельных этапах урока. Так, Дубровской А.С. были
проведены уроки в классе по математике « Сантиметр – единица измерения
длины», «Решение задач», интегрированный урок ИЗО – родной язык
«Национальный натюрморт», окружающему миру «Как мы находим свои ответы
на вопросы», Капроська С.Е. провела уроки во 2 – 3 классах по
окружающему миру «Растения. Разнообразие растений», русского языка
«Звонкие и глухие звуки. Проверка слов с звонкими и глухими согласными»,
«Закрепление пройденного материала. Обобщение знаний об имени
прилагательном», «Правописание приставок и предлогов. Глаголы» , Тненны
Н.П. уроки ИЗО в 5, 7 и 8 классах по темам «Кошки», «Национальный
натюрморт» и «Искусство оформления книги», Обуховой Е.Н. уроки в 4
классе по русскому языку «Имя существительное в родительном падеже»,
«Склонение имен прилагательных во множественном числе», математике
«Нахождение неизвестного слагаемого» и «Повторение темы деление на
двузначное число», Малькова С.В. провела уроки истории в 5 классе по
теме «Древнееврейское царство», русского языка в 7 классе по теме
«Повторение. Лексика. Фразеология», Пяткова Т.И. уроки русского языка в
5 классе «Второстепенные члены предложения», «Имя прилагательное как
часть речи» и «Спряжение глаголов», в 8 классе по теме «Неопределенно
– личные предложения», Манджиева Е.Н. провела уроки по природоведению,
географии и биологии в 5, 7 и 9 классах по темам «Условия жизни и
многообразие животных», «Климат Южной Америки» и «Пищеварительная
система», Батырева Е.С. уроки английского языка в 4 классе
«Замки», в 5 классе по теме «Простое время» и в 7 классе тема «Простое
прешедшее время» и Чагдуров Б.В. провел уроки информатики и химии в 9
классе по теме «Подгруппа кислорода», в 8 классе «Многотабличные БД»,
«Химические свойства оснований» и в 5 классе по теме «Действия с
фрагментом рисунка в графическом редакторе».
По итогам заседаний
были сделаны следующие выводы по проведенным урокам. Распределять
время на этапы урока рационально, с учетом текущего анализа урока.
Проводить четкое разграничение каждого этапа урока и при составлении
плана продумывать цели и задачи каждого звена занятия. На уроках
использовать разнообразные методы обучения и формы работы, тщательно
продумывать цель использования заданий их конечный результат. План –
конспект урока готовить подробно с учетом методов обучения, форм работы,
действий ученика, учителя, с распределением времени.
При создании
проблемной ситуации подготавливать необходимые системы вопросов для её
разрешения, давать возможность ученикам выдвигать гипотезы, рассуждать и
самостоятельно разрешать проблемы. Соблюдать принцип научности, поэтому
тщательно готовиться к уроку с использованием нескольких учебных
материалов. Проводить в системе необходимые для снятия умственной и
физической усталости физкультминутки. Итог урока, подачу домашнего
задания проводить до звонка. При создании презентации учитывать
возрастные особенности детей, подавать материал в наглядной, эстетически
красивом виде. Уделять внимание подбору материалов, следовать принципу
научности, проверять соответствие предоставляемых материалов с
действительными фактами.
При конструировании
урока внимательно проверять слайды на грамматические ошибки. Достаточное
внимание уделять письменной работе на уроках с использованием
презентаций. Следить за речью учащихся при выполнении ответа на заданные
вопросы. Использовать эффективно возможности интерактивной доски, по
возможности организовывать урок на одном рабочем поле. Самостоятельные
задания и задания для закрепления пройденного материала давать детям
дифференцировано, применять разноуровневые карточки. В дальнейшем
планировать использование автоматизированных инструментов проверки
знаний на разных этапах урока, продолжать работу по освоению программ
входящих в пакет свободного программного обеспечения, их применение при
создании электронных учебных материалов. Также продолжать внедрять в
процесс обучения приемы адаптивного обучения (разноуровневые задания,
уделять больше времени самостоятельной работе). Размещать готовые
учебные материалы в базу данных на сайте школы.
Объем материала для
отдельных этапов урока подбирать рационально, исключив возможность
перенасыщения однонаправленной работы. На уроке использовать разные
формы работы учащихся( работа в парах, само и взаимопроверка) и методы
обучения(самостоятельная работа, работа с разноуровневыми дидактическими
материалами). Материал для урока подбирать в соответствии с возрастом
учащихся. Уделять больше внимания организации практической работы с
точки зрения методики преподавания.
Материал
представленный на слайде готовить в соответствующем масштабе для
нормальной работы детей. При подготовке заданий на карточках для
самостоятельной работы учитывать разноуровневую подготовку
учащихся(готовить 3 и более вариантов).
Анализ уроков показал,
что использование компьютерной презентации на уроках не было лишним.
Приемы ИКТ давали возможность учителю сократить время и уделять больше
времени на этапы закрепления и изучения нового. Элементы проблемно –
диалогического, адаптивного обучения позволили учителям активизировать
познавательную деятельность учащихся, тщательно продуманные проблемные
ситуации и система вопросов для её разрешения дали возможность детям
самостоятельно без помощи учителя решить основные задачи урока, данный
подход позволял педагогам рационально распределять время по этапам,
сделать урок более наглядным, динамичным и интересным. При подготовке к
уроку учитывался разный уровень подготовки детей и их физиологические
особенности.
Достаточное внимание
уделялось письменной работе на уроках с использованием презентаций.
Самостоятельные задания и задания для закрепления пройденного материала
давались детям дифференцировано, применялись разноуровневые карточки.
Примененные ИКТ приемы в целом не являлись лишними в структуре урока,
они дополняли материал занятия и цели, с которой педагоги использовали
приемы были достигнуты.
20.05.2011 г. Зам. директора по УРИТИД: Чагдуров
Б.В.